По вопросам снятия ссылок обращаться на satelliter.ru@gmail.com

Просмотров: 843
5 августа 2012

Конкретность в пределах художественного произведения

Каждым из названных образов по-разному реализуется в разных искусствах и имеет надвидовой, родовой характер.

 

Обретая конкретность в пределах художественного произведения, такой образ может входить как составляющая в систему более сложного целого (например, образы природы занимают важное место и в романах Тургенева, и в операх Римского-Корсакова, и в картинах Репина). Один из образов может занять центральное место, подчиняя себе остальные (таковы моноструктурные жанры изобразительного искусства - портретные, пейзажные и т. д.), а может и сформировать обширный пласт художественных произведений - от серий в творчестве одного мастера (например, «Петриада» В.А. Серова) идо таких гигантских образований, как «Лениниана» в советском искусстве.

 

Так что в процессе анализа произведения можно выделить образные элементы и установить связи между ними. Нередко такая работа помогает более глубоко разобраться в замысле автора, и отдать себе отчет в испытанных в общении с произведением чувствах, лучше понять и истолковать художественный образ.

 

Подводя итоги этого небольшого раздела, посвященного анализу произведения искусства как самодостаточной целостности «текста», отметим самое важное:

 

1) анализ есть лишь одна из операций, включающихся в систему работы с произведением искусства. Один из важнейших вопросов, на которые вы должны ответить в процессе аналитической работы, звучит следующим образом: как, каким способом и какими средствами художник смог добиться именно того впечатления, которое вы пережили и осознали в доаналитическом общении с художественным образом?

 

2) анализ как операция развития целого на части (хотя и предполагающая элементы синтеза) - не самоцель, а способ более глубокого проникновения в смысловую сердцевину художественного образа;

 

3) каждое произведение искусства уникально, неповторимо, поэтому методически верно - и для учителя весьма важно - отыскать «интригу анализа» - ключевой вопрос, который повлечет за собой, особенно при коллективной работе, цепочку, а точнее, систему вопросов, ответы на которые и сложатся в целостную картину анализа;

 

Лучшие мини отели в центре Санкт-Петербурга на сайте www.ghspb.ru. Отличные мини-отели для вас!

 

4) всякое произведение искусства есть художественно-образная модель мира, в которой отражаются актуальные грани, части, аспекты мира и его основных элементов: человека, общества, цивилизации, природы, Бога. Эти грани, части, аспекты Бытия составляют содержательную основу - предмет изображения, который, с одной стороны, уже объективной реальности, поскольку составляет лишь ее часть, а с другой - изначально богаче, потому что несет в себе отношение автора, обогащается в творческом процессе, дает приращение знания о мире в объектированной форме, в произведении искусства, и наконец, актуализируется в процессе творчества. В аналитической работе вы должны ответить на вопросы: каков объект изображения в данном произведении? каков предмет изображения? что нового мы узнаем о мире путем усвоения художественного образа произведения?

 

5) каждое художественное произведение принадлежит к одному из видов искусства, в соответствии с которым формируется способ преобразования предмета изображения, формирования художественного образа, специфический язык искусства. Этой проблеме посвящены последующие главы;

 

6) искусство в целом и отдельное произведение как явление материального мира существуют в пространстве и времени. Каждая эпоха, каждая эстетическая система разрабатывает свою художественную концепцию времени и пространства соответственно своему пониманию этих реалий и своим целям. Поэтому анализ особенностей воплощения пространства и времени в произведении - необходимая аналитическая операция;

 

7) художественно-образная модель мира может быть изобразительной (визуальной) или неизобразительной (аудиальной, вербальной или визуально-конструктивной). Подражание жизни (вплоть до стремления создать иллюзию-«обманку») или, напротив, полное «распредмечивание» изображения, так же как все промежуточные формы, не бывает самоцелью, оно всегда осмысленно, служит воплощением целеполагания, вскрываемого в анализе. При этом устанавливается соотношение между явлением и сущностью, постижение и освоение которой в конечном итоге составляет одну из основных функций искусства. Так что в процессе анализа необходимо разобраться в том, какое явление лежит в основе художественного образа (объект изображения), какие свойства, качества, аспекты объекта интересовали художника (предмет изображения), как, каким способом шло преобразование предмета и каково строение - элементный состав и структура - появившегося в итоге художественного образа. Отвечая на эти вопросы, можно достаточно хорошо разобраться в смысле произведения искусства, в том, какова сущность, просвечивающая сквозь ткань художественного образа.



|


Добавить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Ваше сообщение:
Код:
Включите эту картинку для отображения кода безопасности
обновить, если не виден код
Введите код:


Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода
Яндекс.Погода

«    Апрель 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Что Вам больше всего интересно на этом сайте?
Новости
Статьи
Фоторепортажи

        Голосовать
   
Результаты